В чем разница между формализованными и неформализованными документами в ЭДО

Все электронные документы можно разделить на формализованные и неформализованные. В данной статье разберем, что обозначают данные виды документации, какие у них есть формы и форматы, и в чем различие между формализованными и неформализованными документами в электронном документообороте.

В этой статье:

Формы и форматы электронных документов. Какими они бывают.

Электронный документ — это неотъемлемая часть современной деловой и личной коммуникации. Электронный документ представляет собой аналог бумажной версии в цифровом формате. Передача электронной документации осуществляется с помощью специальных каналов связи и операторов электронного документооборота.

Понятие форма подразумевает внутреннее наполнение документа. То есть, информацию, содержащуюся внутри документа. У обычных бумажных документов обычно есть определенная утвержденная тем или иным контролирующим органом форма. Также форма может быть утверждена самой организацией. В таком случае порядок формирования документации и пример формы обычно фиксируется в локальных актах компании. Если же документ не подразумевает заполнение по конкретной форме, считается, что форма свободная. То есть его можно заполнять на свое усмотрение.

Понятие формы применимо только к бумажным документам. Аналогом формы для электронной документации является формат. В этом заключается основное различие между формой и форматом документации.

Электронный документ может быть представлен в самых разнообразных форматах, начиная от простых текстовых файлов и заканчивая сложными многостраничными отчетами и презентациями, содержащими мультимедийные элементы. Формат цифрового документа определяется его разрешением. Наиболее популярные разрешения файлов: XML, JPG, TIFF, PNG, PDF. 

Электронная документация также подразделяется на:

— Формализованную. Формализованные документы, создаются в соответствии с определенными стандартами и требованиями, которые предписаны законодательством, отраслевыми нормами или внутренними регламентами компании. Эти документы обладают четко структурированной формой и содержанием. Формализованными документами являются различные отчеты, приказы, счета-фактуры и прочие официальные бумаги. Все формализованные файлы можно разделить на две подкатегории:

  • Обязательные к использованию. К ним относятся документы, которые необходимо применять: счета-фактуры, УПД, УКД, а также все виды корректировок перечисленной документации.
  • Необязательные к использованию. К данной подкатегории относятся все остальные утвержденные ФНС документы, которые применяются при необходимости.

— Неформализованные. Неформализованные документы, в свою очередь не имеют конкретной формы и заполняются в свободном формате. Они обладают более гибкими требованиями к содержанию и оформлению. Их можно адаптировать под различные цели. Примеров неформализованной документации являются различные заметки, заявления свободного формата, переписки и так далее.

Переходите на ЭДО

Контур.Диадок поддерживает все форматы электронного документооборота утвержденного ФНС

Переходите на ЭДО

Что представляет собой формализованный документ

Формализованный документ — это электронный формат официального документа, сформированный в соответствии с утвержденным форматом ФНС. Все формализованные документы создаются с расширением XML.

Данный формат является наиболее удобным для использования, поскольку он позволяет производить автоматическую проверку онлайн-документации, без участия человека. Благодаря этой возможности документы с таким расширением получили негласное название- машиночитаемые документы. За счет автоматизированной проверки, пользователь может быть уверен в правильности введенных данных и полноте предоставленных сведений, а также автоматическая проверка позволяет своевременно выявить ошибки и исправить их. XML-файлы имеют функцию интеграции с учетными системами компаний.

Документы формализованного типа делятся на обязательные и необязательные. 

Обязательными являются документы, форматы которых утверждены регулятором и зафиксированы в законодательных актах. Для электронного обмена такими документами необходимо использовать установленные форматы в системах операторов электронного документооборота (ЭДО). 

К обязательным относятся универсальные передаточные документы, счета-фактуры и любые варианты их исправлений или корректировок. Все остальные форматы, которые также утверждены контролером, но при этом не требуют обязательного применения. То есть стороны могут производить документооборот этими документами, как в свободном, так и в утвержденном формате с помощью систем ЭДО.

Обязательные форматы формализованной документации при электронном документообороте:

  • Универсальный передаточный акт;
  • Счета-фактуры;
  • Счета-фактуры с корректировками;
  • Универсальный корректировочный документ.

Необязательные форматы формализованной документации при электронном документообороте:

  • Накладная на товар по форме ТОРГ-12;
  • Акт выполнения работ;
  • Акт приемки;
  • Акт рекламации;
  • Различные варианты логистических документов;
  • Договора в онлайн-форматах;
  • Документы по страховке.

Конечно, не обязательно вести документооборот в онлайн-формате. Практически для всех, за исключением поставщиков и продавцов продукции с маркировками или с необходимостью прослеживания, доступна возможность обмена документацией с контрагентами с использованием стандартных средств коммуникации- личный обмен бумажными документами или их пересылка по почте. Однако использование ЭДО в разы удобнее, экономичнее и быстрее.

Электронный документооборот позволяет значительно оптимизировать и упростить обмен документами как с партнерами, так и с контролирующими органами. Сервисы автоматически производят проверку оформленной документации и моментально доставляют ее адресату.

Что представляет собой неформализованный документ

Неформализованный документ — это тип документации, с отличительной характеристикой которой является отсутствие строго регламентированной структуры и форматов. В отличие от формализованных документов, которые следуют установленным шаблонам и стандартам, неформализованные документы предоставляют больший простор для творчества и гибкости. Они могут быть использованы в различных контекстах, включая деловую переписку, внутренние отчеты, служебные записки или концептуальные предложения.

Неформализованный документ

Неформализованные документы поддерживают различные расширения для обмена файлами в системе ЭДО, а не только XML. Они имеют равную юридическую значимость со своими бумажными аналогами и заверяются с помощью электронной подписи.

Вывод

Формализованные и неформализованные документы занимают важное место в документообороте любой организации, и их различия нередко определяют степень гибкости и универсальности в процессе управления информацией. Формализованные документы характеризуются строгой структурой, установленной законодательством или внутренними регламентами организации.

Неформализованные документы обладают большей адаптивностью и менее строгими правилами к оформлению и содержанию. Кроме того, все формализованные документы должны находиться в машиночитаемом формате, с расширением XML. А для неформализованных документов доступны различные форматы.

Определение того, какой вид документа выбрать в той или иной ситуации, зависит от поставленных задач, уровня ответственности и адресата. Формализованные документы подходят для официальных ситуаций, где необходимо строгое соблюдение правил и процедур, в то время как неформализованные помогают экономить время и усилия в ситуациях, где необходима скорость и гибкость. А неформализованные предназначены для внутреннего обмена документацией или для менее формальных событий.

Все новости

23.05.2025

ГосЭДО в Контур.Диадок

ГосЭДО (государственный электронный документооборот) — это официальный канал обмена документами между компаниями и государственными органами. С его помощью можно безопасно ...

Подробнее
12.05.2025

Настройка роуминга в ЭДО

Взаимодействие между контрагентами с помощью электронного документооборота в сервисе «Контур.Диадок» несомненно эффективнее и значительно быстрее, чем использование стандартных методов обмена ...

Подробнее
10.04.2025

Идентификатор ЭДО

Каждый участник электронного документооборота имеет личный идентификатор ЭДО, который позволяет идентифицировать адресата и отправителя файлов. В данной статье расскажем подробнее ...

Подробнее
03.04.2025

МосЭДО: Электронный документооборот правительства Москвы

Электронный документооборот (ЭДО) давно стал неотъемлемой частью работы не только бизнеса, но и государственных структур. Внедрение таких систем позволяет автоматизировать ...

Подробнее
13.03.2025

Как выгрузить документ из учетной системы 1С в Диадок

Не все используют с своей работе специальный модуль для взаимодействия Диадока с 1С. В таком случае, можно ли выгрузить документацию ...

Подробнее
06.03.2025

Форматы электронных документов в ЭДО

Электронный документооборот (ЭДО) становится неотъемлемой частью бизнес-процессов, позволяя ускорить обмен документами, снизить затраты на бумагу и повысить точность обработки данных. ...

Подробнее
27.02.2025

Особенности применения УПД в новом формате

В 2024 году был принят новый формат Универсального Передаточного Документа, коротко УПД. Вслед за принятием приказа о его введении было ...

Подробнее
12.11.2024

Все о налоговой реформе 2025 года

В связи с принятием Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ, сфера налогообложения претерпела глобальные изменения, которые вступят в силу с нового года. ...

Подробнее
30.10.2024

Удаленная подпись через «Госключ»

С начала ноября пользователи, приобретающие квалифицированную электронную подпись (КЭП) и электронную подпись (ЭП) для физических лиц, смогут дистанционно подтвердить свою ...

Подробнее
26.09.2024

Экологический менеджмент

Экологический менеджмент — это подход, направленный на эффективное управление воздействием организаций на окружающую среду. Он включает в себя принципы устойчивого ...

Подробнее