В чем разница между формализованными и неформализованными документами в ЭДО

Все электронные документы можно разделить на формализованные и неформализованные. В данной статье разберем, что обозначают данные виды документации, какие у них есть формы и форматы, и в чем различие между формализованными и неформализованными документами в электронном документообороте.

В этой статье:

Формы и форматы электронных документов. Какими они бывают.

Электронный документ — это неотъемлемая часть современной деловой и личной коммуникации. Электронный документ представляет собой аналог бумажной версии в цифровом формате. Передача электронной документации осуществляется с помощью специальных каналов связи и операторов электронного документооборота.

Понятие форма подразумевает внутреннее наполнение документа. То есть, информацию, содержащуюся внутри документа. У обычных бумажных документов обычно есть определенная утвержденная тем или иным контролирующим органом форма. Также форма может быть утверждена самой организацией. В таком случае порядок формирования документации и пример формы обычно фиксируется в локальных актах компании. Если же документ не подразумевает заполнение по конкретной форме, считается, что форма свободная. То есть его можно заполнять на свое усмотрение.

Понятие формы применимо только к бумажным документам. Аналогом формы для электронной документации является формат. В этом заключается основное различие между формой и форматом документации.

Электронный документ может быть представлен в самых разнообразных форматах, начиная от простых текстовых файлов и заканчивая сложными многостраничными отчетами и презентациями, содержащими мультимедийные элементы. Формат цифрового документа определяется его разрешением. Наиболее популярные разрешения файлов: XML, JPG, TIFF, PNG, PDF. 

Электронная документация также подразделяется на:

— Формализованную. Формализованные документы, создаются в соответствии с определенными стандартами и требованиями, которые предписаны законодательством, отраслевыми нормами или внутренними регламентами компании. Эти документы обладают четко структурированной формой и содержанием. Формализованными документами являются различные отчеты, приказы, счета-фактуры и прочие официальные бумаги. Все формализованные файлы можно разделить на две подкатегории:

  • Обязательные к использованию. К ним относятся документы, которые необходимо применять: счета-фактуры, УПД, УКД, а также все виды корректировок перечисленной документации.
  • Необязательные к использованию. К данной подкатегории относятся все остальные утвержденные ФНС документы, которые применяются при необходимости.

— Неформализованные. Неформализованные документы, в свою очередь не имеют конкретной формы и заполняются в свободном формате. Они обладают более гибкими требованиями к содержанию и оформлению. Их можно адаптировать под различные цели. Примеров неформализованной документации являются различные заметки, заявления свободного формата, переписки и так далее.

Переходите на ЭДО

Контур.Диадок поддерживает все форматы электронного документооборота утвержденного ФНС

Переходите на ЭДО

Что представляет собой формализованный документ

Формализованный документ — это электронный формат официального документа, сформированный в соответствии с утвержденным форматом ФНС. Все формализованные документы создаются с расширением XML.

Данный формат является наиболее удобным для использования, поскольку он позволяет производить автоматическую проверку онлайн-документации, без участия человека. Благодаря этой возможности документы с таким расширением получили негласное название- машиночитаемые документы. За счет автоматизированной проверки, пользователь может быть уверен в правильности введенных данных и полноте предоставленных сведений, а также автоматическая проверка позволяет своевременно выявить ошибки и исправить их. XML-файлы имеют функцию интеграции с учетными системами компаний.

Документы формализованного типа делятся на обязательные и необязательные. 

Обязательными являются документы, форматы которых утверждены регулятором и зафиксированы в законодательных актах. Для электронного обмена такими документами необходимо использовать установленные форматы в системах операторов электронного документооборота (ЭДО). 

К обязательным относятся универсальные передаточные документы, счета-фактуры и любые варианты их исправлений или корректировок. Все остальные форматы, которые также утверждены контролером, но при этом не требуют обязательного применения. То есть стороны могут производить документооборот этими документами, как в свободном, так и в утвержденном формате с помощью систем ЭДО.

Обязательные форматы формализованной документации при электронном документообороте:

  • Универсальный передаточный акт;
  • Счета-фактуры;
  • Счета-фактуры с корректировками;
  • Универсальный корректировочный документ.

Необязательные форматы формализованной документации при электронном документообороте:

  • Накладная на товар по форме ТОРГ-12;
  • Акт выполнения работ;
  • Акт приемки;
  • Акт рекламации;
  • Различные варианты логистических документов;
  • Договора в онлайн-форматах;
  • Документы по страховке.

Конечно, не обязательно вести документооборот в онлайн-формате. Практически для всех, за исключением поставщиков и продавцов продукции с маркировками или с необходимостью прослеживания, доступна возможность обмена документацией с контрагентами с использованием стандартных средств коммуникации- личный обмен бумажными документами или их пересылка по почте. Однако использование ЭДО в разы удобнее, экономичнее и быстрее.

Электронный документооборот позволяет значительно оптимизировать и упростить обмен документами как с партнерами, так и с контролирующими органами. Сервисы автоматически производят проверку оформленной документации и моментально доставляют ее адресату.

Что представляет собой неформализованный документ

Неформализованный документ — это тип документации, с отличительной характеристикой которой является отсутствие строго регламентированной структуры и форматов. В отличие от формализованных документов, которые следуют установленным шаблонам и стандартам, неформализованные документы предоставляют больший простор для творчества и гибкости. Они могут быть использованы в различных контекстах, включая деловую переписку, внутренние отчеты, служебные записки или концептуальные предложения.

Неформализованный документ

Неформализованные документы поддерживают различные расширения для обмена файлами в системе ЭДО, а не только XML. Они имеют равную юридическую значимость со своими бумажными аналогами и заверяются с помощью электронной подписи.

Вывод

Формализованные и неформализованные документы занимают важное место в документообороте любой организации, и их различия нередко определяют степень гибкости и универсальности в процессе управления информацией. Формализованные документы характеризуются строгой структурой, установленной законодательством или внутренними регламентами организации.

Неформализованные документы обладают большей адаптивностью и менее строгими правилами к оформлению и содержанию. Кроме того, все формализованные документы должны находиться в машиночитаемом формате, с расширением XML. А для неформализованных документов доступны различные форматы.

Определение того, какой вид документа выбрать в той или иной ситуации, зависит от поставленных задач, уровня ответственности и адресата. Формализованные документы подходят для официальных ситуаций, где необходимо строгое соблюдение правил и процедур, в то время как неформализованные помогают экономить время и усилия в ситуациях, где необходима скорость и гибкость. А неформализованные предназначены для внутреннего обмена документацией или для менее формальных событий.

Все новости

13.03.2025

Как выгрузить документ из учетной системы 1С в Диадок

Не все используют с своей работе специальный модуль для взаимодействия Диадока с 1С. В таком случае, можно ли выгрузить документацию ...

Подробнее
06.03.2025

Форматы электронных документов в ЭДО

Электронный документооборот (ЭДО) становится неотъемлемой частью бизнес-процессов, позволяя ускорить обмен документами, снизить затраты на бумагу и повысить точность обработки данных. ...

Подробнее
27.02.2025

Особенности применения УПД в новом формате

В 2024 году был принят новый формат Универсального Передаточного Документа, коротко УПД. Вслед за принятием приказа о его введении было ...

Подробнее
12.11.2024

Все о налоговой реформе 2025 года

В связи с принятием Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ, сфера налогообложения претерпела глобальные изменения, которые вступят в силу с нового года. ...

Подробнее
30.10.2024

Удаленная подпись через «Госключ»

С начала ноября пользователи, приобретающие квалифицированную электронную подпись (КЭП) и электронную подпись (ЭП) для физических лиц, смогут дистанционно подтвердить свою ...

Подробнее
26.09.2024

Экологический менеджмент

Экологический менеджмент — это подход, направленный на эффективное управление воздействием организаций на окружающую среду. Он включает в себя принципы устойчивого ...

Подробнее
26.09.2024

Предоставление работникам электронных расчетных листов

В последние годы цифровизация охватила многие аспекты нашей повседневной жизни, не обойдя стороной и сферу трудовых отношений. Одним из значимых ...

Подробнее
30.10.2023

Старые версии модуля Диадок для 1С

Чтобы продолжать пользоваться 1С, необходимо обновить интегрирующий модуль до последней вариации. Сделать это можно самостоятельно, следуя пошаговой инструкции.

Подробнее